Финансовая газета,
24 мая 2021 г.
Страховка для молодых и здоровых 381 просмотр
Страховые компании уже два года применяют новую политику работы с клиентами: идет «борьба» за качество продаж и внедрение внутренних правил, например, пост-обзвоны клиентов, проведение контроля качества путем тайных покупателей, изменения порядка информирования страхователей о рисках и параметрах продуктов. Банк России же продолжает вводить все более жесткие ограничения на деятельность страховщиков и сами страховые продукты.
Борьба с мисселлингом, безусловно, нужна. Рынок страхования жизни несколько лет назад стал ярким примером проблемы сверхмотивации продавцов при недостаточном контроле продаж. Одной из главных тем для обращения и жалоб со стороны потребителей несколько лет подряд было качество работы и продаж в сегменте ИСЖ (инвестиционного страхования жизни). Особенно негативно оценивались продажи через банки, где были серьезные нарушения, поскольку высокие комиссии мотивировали банки и их менеджеров очень активно продвигать ИСЖ. Чаще всего – вкладчикам под видом «усовершенствованного депозита». Страхователи не понимали, что покупали, а в ответ на свои вопросы получали невнятные комментарии менеджеров банков.
Сейчас мы видим изменение ситуации: страховые премии в 2020 году выросли на 4,1% до 1,5 трлн рублей, в основном за счет накопительного страхования жизни (НСЖ) и страхования заемщиков. В страховом портфеле за три года доля ИСЖ снизилась с 19,7% до 12,2% и продолжит сокращаться. Сборы в сегменте ИСЖ в 2020 году составили 188,3 млрд рублей. При этом доля НСЖ увеличилась почти вдвое (с 4,5% до 8,8%), премии – 136,1 млрд рублей. На среднесрочном горизонте явно видна смена приоритетов: сборы по накопительному страхованию жизни увеличились за три года на 103%, в то время как по ИСЖ сократились на 35%. Это хорошо – в НСЖ проблема мисселинга в общем-то отсутствует, сами программы для подавляющего числа страхователей более понятны и сбалансированы.
С точки зрения выплат динамика более впечатляющая. За 2020 год всего по страховому рынку выплаты выросли на 8% и составили 660 млрд рублей, что сопоставимо с 1,1% от величины денежных доходов населения (на 50 млрд рублей больше, чем в 2019 году). Основной вклад в рост выплат в 2020 году внесло именно страхование жизни, и особенно увеличение выплат по завершившимся полисам ИСЖ (прирост составил 138%) до 136 млрд рублей.
Нельзя не порадоваться за столь быстрые и качественные изменения на рынке: снижение числа жалоб, сокращение масштабов мисселинга, изменение структуры рынка. Тем временем Банк России обнародовал новые требования к полисам инвестиционного и накопительного страхования жизни. Они направлены на обеспечение информированности клиента и ограничения условий договоров так, чтобы страховая компания не могла продавать продукты, которые могут потенциально получиться с «размытой» потребительской ценностью.
Например, появилось условие действия рисковой составляющей страхового продукта с момента уплаты первого взноса, а размер минимальной выплаты в случае смерти застрахованного установлен как двухкратная сумма всей страховой премии по полису. Это требование охладит интерес страховщиков предлагать этот продукт людям старше 40 лет при текущем уровне дожития и статистике смертности. Также разрушается долгосрочный сегмент – полисов на 20+ лет: для страховщиков ряд ли будет иметь смысл предлагать полис даже клиенту в возрасте 25 лет, так как в срок его действия попадает период (те же 40+ лет) повышения риска смерти. И это при том, что распространение покрытия на старшие возрасты с бОльшим риском и прежде всего, долгосрочные договоры – краеугольный камень накопительного страхования жизни.
В итоге получится ровно обратный эффект – вместо повышения качества продуктов и продаж получим снижение срочности договоров, сокращение числа продуктов и вариантов покрытия рисков, фактически перестанет существовать сегмент полисов НСЖ для людей старше 40-45 лет. В новых требованиях есть еще ряд ограничений и условий, которые в совокупности очень сильно демотивируют страховщиков продвигать продукты НСЖ. Кроме наиболее простых вариантов, условно говоря, для «молодых и здоровых», причем на короткий срок. А наиболее продвинутый сегмент рынка – долгосрочные договоры с хорошим рисковым покрытием может исчезнуть.
При этом нужно понимать, что основная часть нарушений при продажах страхования жизни до сих пор относятся к банковскому каналу, а не к агентскому. Лучше не создавать дополнительные ограничения и условия по самим продуктам, а усилить контроль в тех каналах продаж, где реально есть нарушения качества и мисселинг. И постараться сохранить выросший качественный сегмент накопительного страхования жизни – источник длинных денег для экономики и повышения социальной стабильности.
Павел САМИЕВ, генеральный директор аналитического центра
Вся пресса за 24 мая 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 апреля 2025 г.
Изменились в третьем лице

|
|
Коммерсантъ, 30 апреля 2025 г.
РНПК сделают скидку

|
|
ПРАЙМ, 30 апреля 2025 г.
Счетная палата оценила эффективность использования средств ОМС

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 30 апреля 2025 г.
РСА: Установление минимального периода действия договора ОСАГО до 24 часов требует адаптации процессов отрасли

|
29 апреля 2025 г.

|
|
Вечерний Петербург, 29 апреля 2025 г.
Эксперты прокомментировали идею оформления ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
РИА Новости, 29 апреля 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в мире могут достичь $145 млрд в 2025 г - Swiss Re

|
|
Агентство городских новостей Москва, 29 апреля 2025 г.
Около 10,5 тыс. процедур ЭКО по обязательному медстрахованию проведено в РФ в январе – марте

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 апреля 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании: вызовы регулирования и новые требования к корпоративному управлению

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 29 апреля 2025 г.
В Духовном собрании мусульман России отметили нехватку исламского медстрахования

|
|
РБК (RBC.ru), 29 апреля 2025 г.
В АТОР рассказали о состоянии пострадавших в ДТП в Турции россиян

|
|
НТВ, 29 апреля 2025 г.
17 россиян остаются в больницах после аварии в Анталье

|
|
Тамбовская жизнь, 29 апреля 2025 г.
В Тамбове обсудили методы борьбы со страховым мошенничеством

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 29 апреля 2025 г.
Полиция Кургана возбудила 37 уголовных дел с участием группы сестер Камшиловых

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 29 апреля 2025 г.
У жителей РФ появится новый способ покупки полиса ОСАГО

|
|
Деловой квартал-Челябинск, 29 апреля 2025 г.
«Может вырасти до 40%». Эксперты оценили перспективы рынка страховых услуг

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 29 апреля 2025 г.
Audi Q5 загорелась на ходу вскоре после покупки в новосибирском автосалоне

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 29 апреля 2025 г.
Страхование имущества: почему соседи не должны оставаться вне поля зрения

|
Остальные материалы за 29 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|